Чистописание и каллиграфия
История каллиграфии
В данной статье рассказывается о том, как развивалось письмо и искусство каллиграфии, как создавались и украшались книги.
Как менялся почерк в России. Скоропись от XVII до XX века
Читать тексты прошлых веков достаточно сложно без особой подготовки и банального опыта. Как и сейчас, в те времена каждый писарь обладал индивидуальным почерком.
А. Г. Гудков — Чернильная палитра: как и из чего делали чернила в Средние века
Интервью с коллекционером антикварных письменных принадлежностей
Публикуем интересный разговор с коллекционером антикварных письменных принадлежностей Владиславом. Эту информацию трудно найти в интернете, она будет очень полезна всем, кто интересуется каллиграфией и историей письменности в целом.
Винтажные стальные российские перья как образцы изысканности и благородства
Все мы помним портреты русских писателей ХVIII века: вдохновенный взгляд вдаль, на столе чернильница, ворох исписанной бумаги и в руках роскошное птичье перо ― предположительно, гусиное. Однако прогресс не стоит на месте, и примерно в середине ХIХ века к нам прибыли стальные перья для чернильной ручки.
История в перьях. Перья в истории
Предлагаем вам посмотреть это небольшое любопытное видео, рассказывающее о мировой истории металлических перьев для письма.
Уникальная коллекция чернильниц
Редкие экземпляры чернильниц сейчас можно найти, пожалуй, только в музее или частной коллекции. Например, в белорусском городке у лидского коллекционера Чеслава Серафиновича.
Э. Щербина ― От аспидной до школьной доски
«Почему я столь подробно описываю аспидную доску и её применение? Да потому что она стала родительницей самой известной школьной детали ― классной доски».
Аналог конторки ― письменный стол à la Tronchin
Письменный стол à la Tronchin с приподнятой наклонной поверхностью создан для удобства работы и для сохранения осанки.
В. С. Гербач ― Методическое руководство к обучению письму
Пособие для родителей, учителей, учительских институтов и семинарий. Издание двадцать шестое (1907).
Курс каллиграфии и конторской скорописи в шести отделах
H. H. Боголюбов ― Методика чистописания
А. И. Воскресенская, Н. И. Ткаченко ― Прописи
А. И. Воскресенская, Н. И. Ткаченко ― Прописи
Нужны ли прописи детям XXI века?
«Вводить чистописание вопреки всем прогрессистам!» ― таков ответ специалиста по морфологии и эволюции мозга, профессора С. В. Савельева на вопрос заголовка.
Чистописание в СССР
Экскурсовод Омского музея просвещения Татьяна Попытаева рассказывает о дореволюционных традициях чистописания в СССР.
О. Чагин ― Перьевое письмо
1968 год ― особый этап в реформировании отечественной школы. С этого года по инициативе Министерства образования из школьной практики было ликвидировано веками совершенствовавшееся традиционное каллиграфическое письмо, основанное на ритме пластических усилий и расслаблений. На смену ему пришло «упрощённое» ― безнажимное и безотрывное.
Падение культуры письма — это разрушение культуры вообще
Репортаж Первого канала о центре искусства каллиграфии «От Аза до Ижицы» в Санкт-Петербурге.
Юрий Аруцев: «Надо вернуть чистописание в школы»
Ю. И. Аруцев, врач-эксперт высшей категории, не только учит людей всех возрастов красивому письму, но и приобщает их к истории и русской культуре, чтобы ученики и аккуратно выводили буквы, и узнавали свою страну.
М. Шпитцер ― Карандаш или клавиатура?
Публикуем фрагмент из книги Манфреда Шпитцера «Антимозг», посвящённой влиянию цифровых средств массовой информации и коммуникации на мозг, в частности, на детский.
Д. Г. Трунов ― Экспрессивные ресурсы ручного письма
Любопытные наблюдения, касающиеся ручного письма и набора на клавиатуре, сравнение их психо-физических аспектов и выразительных особенностей отражены в работе известного психолога Д. Г. Трунова.
7 важных навыков, которые мы теряем, когда совсем перестаём писать от руки
Принято считать, что человечество в его прогрессе неизменно идёт по пути улучшения и что каждый новый приобретённый навык или утраченный старый в конце концов приводит к хорошему. Но с отказом от письма это правило может не сработать.
5 причин иногда отказываться от компьютера в пользу ручки и бумаги
А. В. Батаршев — Индивидуально-графологические особенности почерка
Индивидуально-графологические особенности почерка — это своеобразная личностная печать индивида. Результаты исследований подтверждают возможность определения по почерку отдельных характерологических черт личности.
И. В. Щеговлев — Что можно узнать о человеке из анализа его почерка
Многолетняя практика позволила графологам заметить и выделить определённые закономерности в почерке, а также связать их с личностными особенностями человека. Основные наблюдения сформулированы в данной публикации в виде ясных тезисов и положений.
А. Огаркова ― Почерк как искусство. Чему научит каллиграфия?
Проблема почерка ― одна из самых важных школьных проблем, и касается она не только младших классов. Порой и старшеклассники сами не в состоянии прочитать свой же рукописный текст. Но так ли важен красивый почерк в эпоху компьютерного набора?
А. Огаркова — Тонкая чёрная линия. Рисование на уроках каллиграфии
Инструменты письма прекрасно подходят для создания рисунков ― в этом школьники убеждаются не только при знакомстве с творчеством А. Дюрера, Леонардо да Винчи, Рембрандта, А. Матисса, П. Пикассо, С. Дали и прочих мастеров изобразительного искусства на уроках МХК и рисования, но и на собственном опыте, посещая уроки каллиграфии.
А. Огаркова — Буквы чудные писать. Каллиграфия: как организовать занятия?
О пользе знакомства школьников с искусством каллиграфии написано немало. Для приобретения навыков красивого письма необходимы занятия. Их проще всего организовать в общеобразовательных школах. Коротко перечислим компоненты, без которых не обойтись при организации занятий каллиграфией в школе: учебные часы, план занятий, инструменты, учебные пособия, педагог.
Каллиграфия и мозг
Лекция профессора С. В. Савельева, специалиста по морфологии и эволюции мозга, посвящённая влиянию каллиграфии на развитие коры головного мозга.
Каллиграфотерапия
Каллиграфотерапия — это вид арт-терапии, основанный на использовании каллиграфических жанров и приёмов в психотерапевтических целях.
Пять добродетелей каллиграфии
Елена Алексеева, преподаватель каллиграфии и графический дизайнер, рассказывает, что нужно знать тем, кто учится писать красиво. Эти «пять добродетелей каллиграфии», по словам Елены, сформулировали арабские каллиграфы ещё в XVI веке, но они остаются актуальными до сих пор.
Каллиграфия — таблетка от дурного настроения
Мария Строганова из редакции сайта «Правмир» взяла интервью у протоиерея Павла Великанова, настоятеля Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде, и Виктора Новикова, художника-графика, члена Союза художников, иконописца и преподавателя курсов каллиграфии.
Поэтика росчерка, или танец на кончике пера
Художник-каллиграф Алексей Чекаль рассматривает историю возникновения росчерков, приводит их систематику и принципы построения, исследует бытование и структурное различие росчерков в разных стилях. Также Алексей затрагивает тему использования каллиграфических элементов в наборных и акцидентных шрифтах и рассказывает, каким образом исторические формы росчерков адаптируются в современной шрифтовой культуре.
Искусство современных каллиграфов
Публикуем подборку онлайн-ресурсов, посвящённых современной каллиграфии, для обучения и вдохновения.
Чернила: чем пишут ручки
Сайт GetPen.ru предложил своим читателям разобраться, чем отличаются чернила для разных пишущих инструментов. Публикуем их небольшой, но наглядный обзор. В РКШ важны чернила прежде всего для перьев-макалок и перьевых ручек, но любопытно узнать, чем заправляют и другие ручки — например, для того, чтобы освоить новые техники рисования.
Перьевые ручки Lamy
После ручек-макалок с остроконечным пером дети РКШ переходят к автоматическим перьевым ручкам с открытым пером. У этих ручек на конце пера есть шарик, облегчающий скольжение по бумаге. Мы рекомендуем ручки немецкой фирмы Lamy. В этом разделе собраны статьи и видеоролики, посвящённые особенностям этих ручек.
7 ошибок при использовании перьевой ручки
Семь ошибок при использовании перьевой ручки, составленные The Goulet Pen Company. Не поленитесь прочитать, ведь вполне вероятно, что эти знания сэкономят ваше время и деньги.
Koh-I-Noor: история популярной канцелярской компании
Рисунки, чертежи, черновые записи — всё это не было бы таким простым в исполнении, если бы кто-то в своё время не изобрёл карандаш и не поставил это изобретение на поток. Как же развивалась одна из известнейших империй канцтоваров?